ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Изучение информатики и информационно-коммуникацион-ных технологий на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
· оосвоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; к средствам моделирования; к информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;
· овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; строить создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;
· рразвитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
· ввоспитание свою деятельность чувства ответственности за использование результатыов своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информациейправа и законные потребности граждан;
· пприобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда..
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Базовые понятия информатики и
информационных технологий
Информация и информационные процессы
Виды информационных процессов. Процесс передачи информации. Сигнал, кодирование, декодирование, искажение информации. Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. Скорость передачи информации. Восприятие, запоминание и обработка информации человеком, пределы чувствительности и разрешающей способности органов чувств[1]..
Системы, компоненты, состояние и взаимодействие компонентов. Информационное взаимодействие в системе, управление, обратная связь.
Модель в деятельности человека. Описание (информационная модель) реального объекта и процесса, соответствие описания объекту и целям описания. Схемы, таблицы, графики, формулы как описания. Использование описания (информационной модели) в процессе общения, практической деятельности, исследования.
Математические модели: примеры логических и алгоритмических языков, их использование для описания объектов и процессов живой и неживой природы и технологии, в том числе физических, биологических, экономических процессов, информационных процессов в технических, биологических и социальных системах. Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности.
Представление информации.
Модуль естественно-математического профиля[2]
Логика и алгоритмы. Системы счисления.
Высказывания, Конъюнкция, дизъюнкция, отрицание, импликациялогические операции, кванторы, истинность высказывания при заданных значениях входящих в него букв. Базовые объекты: цЦепочки (конечные последовательности), деревья, списки, графы, матрицы (массивы), псевдослучайные последовательности. Индуктивное определение объектов.
Логика и алгоритмы. Высказывания, логические операции, кванторы, истинность высказывания. Цепочки (конечные последовательности), деревья, списки, графы, матрицы (массивы), псевдослучайные последовательности. Индуктивное определение объектов. Вычислимые функции, полнота формализации понятия вычислимости, универсальная вычислимая функция; диагональное доказательство несуществования. Выигрышные стратегии. Сложность вычисления; проблема перебора. Задание вычислимой функции системой уравнений. Сложность описания. Кодирование с исправлением ошибок. Сортировка.
Элементы теории алгоритмов. Формализация понятия алгоритма. Вычислимость. Алгоритмические модели (вВычислимые ычислимые функции, машины Тьюринга, нормальные алгоритмы Маркова). Эквивалентность алгоритмических моделейполнота формализации понятия вычислимости, универсальная вычислимая функция; диагональное доказательство несуществования. Построение алгоритмов и практические вычисления.
. Игры и выигрышные стратегии. Системы счисления. Сложность вычисления; проблема перебора. Задание вычислимой функции системой уравнений. Сложность описания[3].
Язык программирования. Типы данных. Основные конструкции языка программирования, позволяющие: работать с числами, массивами и строками; использовать изучаемые в школьной математике функции, псевдослучайные числа; создавать программы, разбивая задачу на подзадачи и объединяя строящиеся алгоритмы; записывать и выполнять алгоритмы для вычислительных задач курса, статистической обработки данных; сохранять результаты вычислений в форме, удобной для их графического представления; давать определение вычислимой функции в терминах языка программирования.. Система программирования. Основные этапы разработки программ. Разбиение задачи на подзадачи.
Построение алгоритмов и практические вычисления. Сортировка массивов. Игры и выигрышные стратегии. Алгоритмы на графах. Сложность вычислений, проблема перебора.
Сортировка. Кодирование с исправлением ошибок. Математические модели физических и экономических процессов. Статистическая обработка результатов измерений.
ПИнформационная деятельность человекаринципы функционирования современных средств ИКТ
Виды профессиональной информационной деятельности человека используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы), используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы), информационная деятельность в различных профессиях. Профессии, связанные с построением математических и компьютерных моделей, программированием, обеспечением информационной деятельности индивидуумов и организаций. Роль информации в современном обществе и его структурах: экономической, социальной, культурной, образовательной. Информационные ресурсы и каналы государства, общества, организации, их структура. Образовательные информационные ресурсы.Информационная этика и право, информационная безопасность.
Экономика информационной сферы. Стоимостные характеристики информационной деятельности.
Информационная этика и право, информационная безопасность. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предотвращения.
Средства ИКТ
Структура компьютера и программного обеспечения.
Архитектура Архитектура компьютера компьютеров и компьютерных сетей. Микропроцессор, внутренняя память, шина, внутренние интерфейсные устройства. Внешняя память и периферийное оборудование. Устройства обеспечения соединения компьютеров в сеть. Физические принципы работы и характеристики устройств, соединение блоков и устройств, компьютерное рабочее место. Операционная система, драйверы, утилиты. Компьютерная сеть, сервер, адресация в Интернете. Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Виды программного обеспечения. Операционные системы. Понятие о системном администрировании.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Типичные неисправности и трудности в использовании ИКТ. Комплектация компьютерного рабочего места в соответствии с целямизадачами его использования, .
оОценка числовых параметров информационных объектов и процессов, характерных для выбранной области деятельности.
Профилактика оборудования.
Стоимостные характеристики информационной деятельности.
Модуль информационно-технологического профиля.
Организация школьной бригады технического обслуживания средств ИКТ, организация операторской работы по сопровождению программных средств ИКТ, пПрофилактики оборудования. и защита информации от вирусов.
Технологии создания и обработки текстовой информации
Понятие о настольных издательских системах. Инструменты сСозданияе компьютерной компьютерных публикациипубликаций. (реферат, альманах, газета, отчет по курсовой работе): формат страницы, структура заголовков стилей, примечания, ссылки, колонтитулы, вставка различных объектов.
Использование готовых и создание собственных шаблонов. Использование тезаурусов длясистем проверки орфографии и грамматики. Тезаурусы. Использование систем двуязычного перевода и электронных словарей. Коллективная работа над текстом, в том числе в локальной компьютерной сети. Использование цифрового оборудования. Форматы текстовых документов.
Использование специализированных средств редактирования математических текстов и графического представления математических объектов.
Использование систем распознавания текстов.
Модуль гуманитарного и информационно-технологического про-филей.
Создание большеформатных и большеобъемных публикаций школьного издательства: сборника докладов к школьной конференции, набора изданий для школьных зрелищных мероприятий, литературных альманахов, школьных журналов и газет, листовок, сборника рефератов, материалов для конкурсов, викторин. Использование систем распознавания текстов. Создание макетов публикаций. Использование тиражирующего и переплетного оборудования.
Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации
Представление о системах автоматизированного проектирования конструкторских работ, средах компьютерного дизайна и мультимедийных средах. Форматы графических и звуковых объектов. Ввод и обработка графических объектов: схем, чертежей, карт, рисунков, фотоматериалов, видеоматериалов, анимационных объектов. Ввод и обработка звуковых объектов: звуков, мелодий, речи.
Примеры верстки графических комплексных объектов для различных предметных областей: преобразования, эффекты, конструирование. Примеры преобразования и монтажа звуковых объектов, конструирование аудио-визуальных объектов. Перемещение и вставка графических и звуковых объектов. Использование инструментов специального программного обеспечения и цифрового оборудования (фотокамера, сканер, микрофон, видеокамера, графический планшет, музыкальная клавиатура).
Создание графических комплексных объектов для различных предметных областей: преобразования, эффекты, конструирование. Создание и преобразование звуковых и аудио-визуальных объектов. Модуль естественно-математического и информационно-техно-логического профилей
Создание учебных материалов, презентаций исследований, выполнение учебных творческих работ, и конструкторских работ.
Опытные работы в области картографии, использование геоинформационных систем, в исследовании экологических и климатических процессов, городского и сельского хозяйства.
Обработка числовой информации
Математическая обработка статистических данных, результатов эксперимента, в том числе с использованием компьютерных датчиков.Задачи бухгалтерского учета, планирования и учета средств. Примеры иИспользованияе динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей: обработка результатов естественно-научного и математического эксперимента, экономических и экологических наблюдений, социальных опросов, учета индивидуальных показателей учебной деятельности. Примеры простейших задач бухгалтерского учета, планирования и учета средств.
Использование инструментов решения статистических и расчетно-графических задач.
Обработка числовой информации на примерах задач по учету и планированию.
Модуль естественно-математического и социально-экономичес-кого профилей
Обработка результатов физических, экологических экспериментов и исследований, обработка материалов опросов в области права, обществознания, здоровья школьников, спортивных достижений, экономики школьного питания, учета средств, успеваемости школьников.
Технологии поиска и хранения информации
Представление о системах управления базами данных, поисковых системах в компьютерных сетях, библиотечных информационных системах. Компьютерные архивы информации: электронные каталоги, базы данных. Организация баз данных. Примеры баз данных: юридические, библиотечные, здравоохранения, налоговые, социальные, кадровые. Использование инструментов общепользова-тельской системы управления базами данных для формирования примера базы данных учащихся в школе.
Использование инструментов поисковых систем (формирование запросов) для работы с образовательными порталами и электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. Правила ссылок ицитированиея источников информации.
Подписка на издания в глобальной компьютерной сети.
Модуль гуманитарного профиля.
Создание и сопровождение базы данных учащихся, сопровождение школьной библиотечной системы, создание аннотированного каталога школьных изданий, использование профессиональных баз данных в профильной деятельности (правовые базы, доступ к электронным каталогам библиотек, музеев, к СМИ по профилям.)
Телекоммуникационные технологии
Представления о средствах телекоммуникационных технологий: электронная почта, чат, телеконференции, форумы, телемосты, интернет-телефония. Специальное программное обеспечение средств телекоммуникационных технологий. Использование средств телекоммуникаций Кв коллективнаяой деятельностьи средствами телекоммуникаций. Технологии и средства защиты информации в глобальной и локальной компьютерных сетях от разрушения, несанкционированного доступа. Правила подписки на антивирусные программы и их настройка на автоматическую проверку сообщений.
Инструменты создания информационных объектов для глабальной компьютерной сети (Интер-нета). Методы и средства создания и сопровождения сайта.Примеры создания сайта.
Инструменты создания информационных объектов для глобальной компьютерной сети (Интернет). Методы и средства создания и сопровождения сайта.
Модуль социально-экономического профиля.
Создание и сопровождение школьного сайта, сайтов дополнительного образования (школьных клубов, секций и кружков). Организация форумов на сайте. Сопровождение почтового ящика для школьного психолога, для переписки с дружественными школьными коллективами.
Технологии управления, планирования и организации деятельности
Технологии автоматического автоматизированного управления в учебной среде. Технологии управления, планирования и организации деятельности человека. Создание организационных диаграмм и расписаний. Автоматизация контроля их выИнструменты планирования и организации индивидуальной деятельности средствами общепользовательских систем. Примеры управления календарным расписанием.
полнения.
Системы автоматического тестирования и контроля знаний. Использование тестирующих систем в учебной деятельности. Инструменты создания простых тестов и учета результатов тестирования.
Модуль социально-экономического профиля.
Сопровождение системы управления школой, адресной книги школьного почтового ящика, доски объявлений о планировании школьных мероприятий, сопровождение системы коллективного доступа к ресурсам в локальной сети школы, организация коллективного общения в школьной локальной сети, локальной почты, примеров систем компьютерного тестирования.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения информатики и ИКТ на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
· логическую символику;
· основные конструкции языка программирования в соответствии с задачами курса;
· свойства алгоритма алгоритмов и основные алгоритмические конструкцииконструкциимодели; тезис о полноте формализации понятия алгоритма;тезис о полноте формализации понятия алгоритма;
· виды и примеры описаний (свойства информационных моделей) реальных объектов и процессов, и ихметоды и средства компьютерной компьютерной реализацииреализации информационных моделей; общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей;
· общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей;
· назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
· примеры виды и свойства источников и приемников информации, способов способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче; связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;
· базовые принципы организации и функционирования глобальных ком-пьютерных сетей;
· нормы информационной этики и права, информационной бе-зопасности, принципы обеспечения информационной безопасности организации;
·требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ в ор-ганизации;
· способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
уметь
· выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;
· строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);
· вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;
·проводить арифметические вычисления по заданной формуле;
· проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;
· интерпретировать результаты, для программ,получаемые в ходе моделирования реальных процессов моделирующих реальные процессы или анализирующих данные, интерпретировать получаемые результаты;
· выполнять операции, связанные с использованием современных средств ИКТ на уровне квалифицированного пользователя, свободно пользоваться персональным компьютером и его типовымосновным периферийным оборудованием (принтер, сканер, мультимедийный проектор, цифровая камера, модем); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; устранять простейшие неисправности, инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;
· оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, в частности, при рассмотрении выполнимости проекта, выборе оптимального способа действий: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;
· оперировать с информационными объектами в соответствии с профилем обучения, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных;,создавать, именовать, сохранять объекты, создавать и использовать удобные для использования индивидуальные каталоги; пользоваться экранной справочнойыми системой системами и другими источниками справочной информации, в частности специализированными; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
· проводить виртуальные эксперименты и самостоятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах;
· выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ;
·выделять информационный аспект в деятельности человека; компоненты и информационное взаимодействие в простейших технических, природных, социальных системах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· поиска и отбора практически необходимойинформации, относящейся к личным познавательным и в частности, связанной с лич-ными познавательными интересаминеобходимой для удовлетворения культурных потребностей, самообразованиемкультурным интересам, и профессиональной ориентациией и трудоустройству;
· представления информации в виде мультимедиа объектов с системой ссылок (например, для размещения в сети); создания собственных баз данных, цифровых архивов, медиатек;
· подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;
·личного и коллективного общения (в том числе – делового)с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникациикоммуникаций;: передавать информацию, соблюдая соответствующие нормы и этикет, участвовать в телеконференции, форуме;
·
соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.